Дамодараврата – один из красивейших праздников в индуизме. Причем длится он больше месяца. Начиная с лунного дня Папанкуша-экадаши (в этом году – с 25 октября), каждый вечер в храмах Кришны проводятся церемонии поднесения лампадок-фитильков Господу Дамодаре и пение древней молитвы Шри Дамодараштаки…
Дамодара-лила, удивительная история о том, как Сам Бог подчиняется любви Своих преданных, подробно описана в Десятой песни «Шримад-Бхагаватам». «Когда Господь Шри Кришна увидел Свою мать с палкой в руке, Он соскочил со ступы и, словно очень испугавшись, пустился наутек. Хотя йоги пытаются поймать Его как Параматму с помощью медитации и, стремясь погрузиться в сияние Господа, совершают великие аскетические подвиги, им не удается Его достичь. Но матушка Яшода, считая ту же Личность Бога, Кришну, Своим сыном, побежала за Кришной, чтобы схватить Его». («Шримад-Бхагаватам» 10.9.9)
Как-то раз, когда служанки занимались другими делами, и матушка Яшода сама сбивала из йогурта масло, пришел Кришна и попросил ее накормить Его грудным молоком. Разумеется, матушка Яшода сразу дала Кришне грудь, однако потом она увидела, что молоко на плите выкипает, и, отняв Кришну от груди, побежала снимать с огня котел. Но Кришна, которому не дали вдоволь напиться грудного молока, очень рассердился. Он взял камень, разбил горшок, в котором сбивали масло, и ушел в кладовку, чтобы полакомиться свежим маслом. Когда матушка Яшода, сняв молоко, вернулась и увидела разбитый горшок, она сразу поняла, что это проделки Кришны, и пошла Его искать. Войдя в комнату, она увидела, что Кришна стоит на улукхале, большой ступе для специй. Перевернув эту ступу вверх дном, Он воровал с нее масло, подвешенное на веревках, и раздавал его обезьянам. Как только Кришна увидел, что пришла Его мать, Он пустился наутек, а матушка Яшода побежала за Ним. Пробежав немного, Яшода поймала Кришну, который плакал, понимая, что напроказил. Матушка Яшода, конечно же, пообещала Кришне Его наказать, если Он опять такое вытворит, и решила связать Его веревкой. Но, когда она попыталась сделать узел, веревка, которой она хотела связать Кришну, оказалась короче на ширину двух пальцев. Яшода удлинила веревку, привязав к ней еще одну, однако веревка опять оказалась на два пальца короче. Она снова и снова пыталась связать Кришну, и каждый раз веревка оказывалась на два пальца короче. Это занятие очень утомило Яшоду, и Кришна, видя, как устала Его любящая мама, позволил Себя связать.
Как и все остальные деяния Господа, эта Его игра имеет глубокий философский смысл.
Таков Бог. В Нем чудесным образом уживаются все противоречия. В Упанишадах говорится, что Верховная Личность Бога может перемещаться быстрее ума, но в данном случае мы видим, что, хотя Кришна пытался убежать от Своей матери, у Него это не получилось, и в конце концов Яшода поймала Его. Лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам: Кришне служат сотни тысяч богинь процветания, и, тем не менее, Он ворует масло. Ямараджа, повелитель смерти, трепещет перед волей Кришны, но Кришна боится палки Своей матери. Господь управляет бесчисленными вселенными со всеми живущими в них полубогами, и все же Он позволяет Своему преданному управлять Им. Бог не обязан повиноваться никому, но Он подчиняется любви Своих преданных.
В этом мире все стремятся стать Богом – стать самым умным, самым сильным, самым богатым, самым красивым… а если не получается – то хотя бы самым отреченным. Некоторые понимают, что стать Верховным Повелителем всего невозможно – это место уже занято. Верховный Господь в полной мере обладает всеми достояниями, и никто не может превзойти Его или хотя бы стать равным Ему. Он трансцендентен к этому миру страданий, и может спасти отсюда тех, кто предается Ему. Это основа любой религии. Но если, начав служить Богу, мы сохраняем желание наслаждаться материальным миром, то очень скоро приходим к довольно парадоксальному выводу – поняв, что сами не можем стать Богом, мы пытаемся занять Его в служении себе. Мы просим дать нам наслаждений, избавить от страданий, изменить карму. Как сказал один писатель: «Просить отмены законов Вселенной в пользу одного признающегося в своей ничтожности просителя». Но Господь никогда не подчинится такой «любви». Для желающих наслаждаться в материальном мире с помощью религии, Он всегда остается грозным и могущественным Богом-Законодателем. Для тех, кто хочет поклоняться Ему в богатстве и роскоши, Он проявляется как Нараяна, Господь Вайкунтхи; и только Своим чистым преданным, чья любовь абсолютно бескорыстна, Он является как Дамодара – Кришна в образе прекрасного ребенка, связанного веревкой любви мамы Яшоды.
Вайшнавы посвящают медитации на Дамодара-лилу весь месяц Картика. Те, у кого есть возможность, едут во Вриндаван, чтобы полностью сосредоточиться на преданном служении. Однако Рупа Госвами говорит, что слушать и вспоминать о Матхуре равнозначно тому, чтобы поехать туда. Поэтому вайшнавы традиционно посвящают месяц Картика медитации на Господа и Его игры во Вриндаване. Многие также дают дополнительные обеты – больше повторять святое имя (каждый день или определенное число кругов в течение месяца), рано вставать, петь каждый день бхаджан «Дамодараштака» или киртан, чаще бывать в храме. Таким образом, месяц Дамодара – замечательная возможность углубить свою духовную жизнь.