Здесь содержится подробный научный анализ начальных ступеней бхакти - практики преданного служения Кришне (Богу). Также описывается повседневная деятельность вайшнавов (кришнаитов) и объясняются эффекты, которые дает духовная практика.
Смысл практики
из «Нектар преданности» Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:
«Слово «практика» подразумевает, что чувства человека заняты той или иной деятельностью. Регулируемая практика преданного служения – это использование наших органов чувств в служении Кришне. Одни чувства предназначены для приобретения знаний, другие для того, чтобы приводить в исполнение наши решения, основанные на размышлениях, эмоциях и желаниях. Таким образом, практика подразумевает одновременное участие ума и чувств в регулируемом преданном служении. Иначе это называют - йога, связь со Всевышним.
Нечто близкое нам по природе
Цель этой практики, однако, не в том, чтобы развить в себе нечто чуждое природе человека. Возьмем, к примеру, ребенка, который учится ходить. Это тоже своего рода практика. Однако это не значит, что ходить противоестественно. Способность ходить изначально заложена в ребенке, и ему достаточно немного попрактиковаться, чтобы научиться вполне прилично ходить. По аналогии с этим, преданное служение Господу – врожденная потребность каждого живого существа. Даже дикари поклоняются удивительным явлениям природы, падая ниц при виде их. Они понимают, что за всем этим стоит некая высшая сила. Таким образом, сознание присутствия высшей силы есть в каждом живом существе. Чистая форма этого сознания называется сознанием Кришны.»
Нужно пробудить внутренние силы
Ведическая литература описывает специальные методы, с помощью которых мы можем так занять свой ум и чувства, чтобы пробудить в себе дремлющюю любовь к Кришне. Это напоминает пробуждение в ребенке после небольшой тренировки способности ходить. Тому, у кого нет врожденного инстинкта ходьбы, никакая практика не поможет научиться ходить. Подобно этому, сознание Кришны тоже не может быть результатом только практики. Такой практики не существует. Но для тех, кто хочет развить в себе врожденную склонность к преданному служению, есть определенные методы, которые, если их принять и им следовать, пробудят в человеке эту дремлющую способность. Такая практика жизни носит название садхана-бхакти.
Сама духовная практика
Садхану-бхакти упоминает Нарада Муни (седьмая песнь "Шримад-Бхагаватам"), где он обращается к царю Юдхиштхире с такими словами: «Мой дорогой царь, человек должен во что бы то ни стало сосредоточить свой ум на Кришне». Это называется сознанием Кришны. Долг духовного учителя – определить методы, с помощью которых его ученик сможет сосредоточить свой ум на Кришне.
«Для достижения этой цели Шри Чаитанья Махапрабху дал нам авторитетную программу, стержнем которой является повторение маха-мантры (великой мантры):
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе.
С такой мантра-медитации начинается духовная практика вайшнавов - это духовная основа нашей жизни.
Четки помогают
Обычно вайшнавы повторяют эту мантру на специальных четках, сделанных из деревьев туласи или нима. Таких бусин должно быть сто восемь штук, между ними нужно завязать узелки, а соединены они должны быть большей по размеру бусиной, на которой мантра не читается.
Перед чтением маха-мантры рекомендуется один-два раза повторить мантру, обращенную к Панча-таттве, Абсолютной Истине в пяти ипостасях:
джая шри-кришна-чайтанья прабху нитьянанда
шри адвайта гададхара шривасади-гоура-бхакта-вринда.
В этой мантре вайшнав обращается к Самому Господу Шри Кришне Чайтанье, Его первому воплощению, Нитьянанде, Его полной экспансии, Адвайте Ачарье, Его олицетворенной энергии, Гададхаре Пандиту и Его образцовому преданному, Шривасе Тхакуру.
Все пятеро – исторические личности, жившие в конце XV начале XVI века. Они олицетворяют Абсолютную Истину, Верховную Личность Бога, который одновременно един со своими энергиями и в то же время является независимой Личностью. (см. Философия одновременного единства и отличия).
Начинающим практиковать эту медитацию советуют повторять мантру четко выговаривая каждый из 16 слогов мантры, а также слушать исходящую вибрацию с наибольшей концентрацией именно на звуке. Для духовного развития это самое лучшее, - когда вы внимательно выговариваете мантру.
Величайший дар, дающий блаженство
Шри Кришна Чайтанья, основатель движения санкиртаны (совместного воспевания святых имен Бога) оставил после себя лишь восемь рукописных стихов, известных как "Шикшаштака". В первом из этих стихов Он говорит:
"Хвала громкому прославлению имен Шри Кришны; такое прославление очищает сердце от грязи, скопившейся за прожитые годы; оно гасит пожар обусловленной жизни, кладя конец повторяющимся рождениям и смертям. Движение санкиртаны – величайший дар всему человечеству, ибо оно распространяет лучи благословенной луны. Это жизнь трансцендентного знания. Оно увеличивает океан трансцендентного блаженства и дает нам испить нектар, которого мы всегда жаждем".
В средневековом духовном трактате под названием "Мадхурья-кадамбини" ("облако нектара"), принадлежащем перу Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, есть такие строчки:
"Милость Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, воплощенной высшей сладости, подобна грозовому облаку, проливающему необычайно сладкий нектар, который орошает посаженное в сердце семя преданного служения и уничтожает палящий зной вожделения, наполняя восторгом реку живых существ во вселенной. Пусть это плывущее высоко в небе облако милости Господа принесет покой и радость даже этой никчемной душе, похожей на засохшее в пустыне дерево".
Чтение всему голова
- Если регулярно читать подобные книги, священные писания, мы сможем лучше понимать смысл практики и не забывать о том, какую важность играет духовная деятельности в нашей жизни.
- Существуют многие виды духовных практик, от трудных, до простых, но занимаясь бхакти-йогой можно черпать нектар духовного самоосознания постоянно.